Макет железной дороги или отдельно взятые модели локомотивов представляют собой копии, уменьшенные в некоторое число раз (то есть сделанные в масштабе).
Типоразмер - это строго определенный стандарт масштабов моделей железных дорог одного типа.
Среди самых распространенных сейчас типоразмеров можно выделить четыре - H0 (масштаб 1:87), TT (масштаб 1:120), N (масштаб 1:160) и G (масштаб 1:28 или 1:22,5).
Всего же их существует более двух десятков.
Главные параметры типоразмера - масштаб уменьшения и ширина колеи (расстояние между внутренними гранями головок рельсов).
Поэтому некорректно оперировать только масштабом или только шириной колеи (например, говоря, что у вас «дорога 12 миллиметров»).
К примеру, колею 16,5 миллиметров имеют модели в типоразмерах H0 (масштаб 1:87) и 00 (масштаб 1:76).
А типоразмер H0e при колее в 9 мм предполагает узкоколейные модели в масштабе 1:87, то есть таком же, как у типоразмера H0 при колее 16,5 мм
H0 – 1:87 – То, что в советские времена называлось «размер 16 миллиметров» (на самом деле ширина колеи в этом типоразмере 16,5 мм).
Это самый популярный в мире и хорошо детализированный типоразмер.
Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (H0m - колея 12 мм, H0e - колея 9 мм, H0i - колея 6,5 мм и др).
TT - 1:120 – Этот типоразмер еще называли «12 миллиметров», что соответствует действительной ширине колеи.
Он весьма популярен на постсоветском пространстве, и в этом типоразмере производится множество моделей российской и советской тематики.
Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (TTm, TT9, TTe и др).
N - 1:160 – Ширина колеи - 9 миллиметров. Был наименее распространен из трех самых популярных типоразмеров.
Хотя для стесненных квартирных условий этот масштаб идеален. В последнее время размер набирает популярность.
Моделей и разновидностей путевого материала для него меньше, чем для более крупных TT и H0, но выбор все же есть.
Есть также узкоколейные варианты этого типоразмера (Nm, Ne и др).
Z - 1:220 – Ширина колеи - 6,5 мм. Наименьший масштаб для которого серийно выпускается подвижной состав и аксессуары.
На постсоветском пространстве почти не распространен .
Да и в мире, мало распространён это скорей экзотика производства одной фирмы - Marklin .
Хотя благодаря компактности возможно размещение полноценного оригинального макета со схемой круг, овал даже в чемоданах-дипломатах…
G - 1:28 или 1:22,5 – Типоразмер с шириной колеи 45 мм. В “G” обычно собирают так называемые садовые железные дороги.
Смотрится на участке очень эффектно. В нашей стране стал появляться в пост советское время.. Возможна эксплуатация такой уличной дороги даже в зимних условиях.
00 – 1:76 – Популярный в Великобритании типоразмер, использующий такую же ширину колеи, как и H0 – 16,5 мм.
Для любителей английских железных дорог в этом масштабе доступны модели фирмы Hornby.
0 - 1:45 - Ширина колеи - 32 мм. Типоразмер объединяющий кроме моделей масштаба 1:45 железнодорожные модели в масштабах 1:43,5 (Великобритания) и 1:48 (Северная Америка)
Модели в этом когда-то очень популярном типоразмере есть по-прежнему в линейке ряда производителей, но в нашей стране особой популярности не имеют.
ЭпохиЭпохи в железнодорожном моделизме главным образом используют для временной систематизации различных типов подвижного состава.
Но, разумеется, деление на эпохи до некоторой степени условно, но всё же стоит соблюдать соответствие временной тематики при комплектовании коллекции или же макета..
РоссияI эпоха - с 1835 по 1917 год.
II эпоха - с 1917 по 1945 год.
III эпоха - с 1945 по 1970 год.
IV эпоха - с 1970 по 1991 год.
V эпоха - с 1991 по 2004 год.
VI эпоха - с 2005 года по настоящее время.
ЕвропаI эпоха - с 1835 по 1920 год
II эпоха - с 1920 по 1945 год
III эпоха - с 1945 по 1970 год
III a – 1945-1955
III b – 1955-1970
IV эпоха - с 1970 по 1985 год.
V эпоха - с 1985 года по 2005 год.
VI эпоха - с 2006 года по настоящее время.
Для Германии важно еще понимать периоды истории железных дорог.
Хотя бы для того, чтобы разбираться в принадлежности и соответствующих маркировках подвижного состава (DRG, DRB, DR, DB).
I период - Земельные железные дороги, каждая со своим знаком. 1871-1920
II период – Deutsche Reichsbahn (DRG и DRB) 1920-1945
III период - Переходный 1945-1950
IV период (ФРГ) - Deutsche Bundesbahn (DB) 1950-1994
(ГДР) - Deutsche Reichsbahn (DR) 1949-1994
V период – Deutsche Bahn AG 1994-2006
VI период – Deutsche Bahn и частные железные дороги, 2006 - по настоящее время.
СШАЭпоха 1 – Эпоха Пара 1870-1940
Эпоха 2 – Переходная 1940-1960
Эпоха 3 – Современная - с 1960-х по настоящее время
ВеликобританияЭпоха 1 - 1804 – 1875 (Pioneering)
Эпоха 2 - 1875 – 1922 (Pre-grouping)
Эпоха 3 - 1923 – 1947 (The Big Four - LMS, GWR, LNER & SR)
Эпоха 4 - 1948 – 1956 (British Railways steam - Early Crest)
Эпоха 5 - 1957 – 1966 (British Railways steam - Late Crest)
Эпоха 6 - 1967 – 1971 (British Railways Corporate Blue. Pre -TOPS)
Эпоха 7 - 1972 – 1982 (British Railways Corporate Blue. Post -TOPS)
Эпоха 8 - 1983 – 1994 (British Railways Sectorisation)
Эпоха 9 - 1995 – 2009 (Post-privatisation)
Книга “Модели железных дорог” - пожалуй единственная книга, изданная в нашей стране которая в полном объеме рассказывает о технологиях железнодорожного моделирования.
Планы-проекты жд макетов:
макетирование - мосты:
макетирование - трава,деревья:
Полезная статья по теме цифровое управление ж\д моделями на примере DCC. [scaletrainsclub.com]
клуб [rcstv.ru]
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Отредактировано ANDREY (Апрель 27, 2025 00:17:46)